Из каких ингредиентов состоит спектакль «Романс» компании «Суп» и пришелся ли он по вкусу зрителям?

23.09.2017

Зрители заходят в зал, а по сцене разгуливают люди, которые заняты своими делами и не обращают ни на кого внимание… Тихонько поигрывают на саксофоне и клавишах музыканты. И вот пора начинать… но все, кто только что бродил по сцене, покидают её!

Вот это поворот! Но уходят они, чтобы вернуться и начать «Романс». Спектакль, который состоит из множества всего-всего. Эдакое мультижанровое представление. Здесь играют куклы на тростях, и куклы-перчатки, и герои из картона, и анимированные персонажи. Действие происходит то на магнитной доске, то среди полотен задника сцены, то на планшетах с проекцией. И декорации могут быть проекцией, анимацией или же на планшетах и столах. Разнообразие огромное!

За 50 минут в истории, показываемой на сцене, столько всего происходит, что голова идёт кругом. Всё, вроде бы, банально и буднично: возвращается ребенок из школы домой, его манит вкусный полдник… Но вот зашел в тень деревьев на середине пути и… причудилось: ведьмы, заклинания, перевернувшийся дом, преступление, хаос, арест, побег, разбойники, война, появление принцессы, сражение с соперником… всего столько, столько!!! Или всё это происходит на самом деле? Как всё вернуть в понятную систему координат: как сделать так, чтобы дом стоял не на крыше? Нужно ли сражаться с ведьмой? Реальность это для героя «Романса» или нет, решайте сами. Но вот мы знаем точно: всё показанное происходит в комиксах художника, известного под именем Блесболекс.

Компания, которая играет «Романс», название «Суп» придумала себе не просто так. Взять всего понемногу, сварить это – и получится суп. По крайней мере, коллектив сам так объясняет своё имя. С этого началась наша беседа с режиссером Эриком Доминиконе и актрисой и сценографом Изельт Вельшингер.

Так что же было первым: название компании или творческий метод?

Эрик: Сначала была книга художника Блесболекса, которая называется «Романс». И мы взяли её за основу нашего спектакля.
Изельт: Мы обработали рисунки, использовали современные театральные формы и методы, увеличили сами иллюстрации, создали кукол героев в объеме. Но в основе, конечно же, книга.

Вы играли эту постановку как у себя дома, во Франции, так и в Канаде. Дети везде одинаковые – реагируют идентично?

Изельт: Безусловно, различия есть, но дети есть дети. Разницу можно отметить совсееееееем маленькую.
Эрик: Скорее всего, различия обусловлены не культурой или традициями определенной страны как таковой, а именно семейными традициями – тем, как родители, и соответственно дети, относятся к театру, каково их восприятие действия на сцене, как в семье принято посещать театр. Для нас очень важно, что человеческая природа в основе одна, и дети многих стран имеют много общего.

А вы слушаете, что именно, говорят во время спектакля, например, в первых рядах?

Изельт: Хотя мы не понимаем значение слов на представлениях в других странах, по реакции детей знаем, что они хотят сказать.
Эрик: Я не знаю, что сказал ребенок в момент, когда взорвался домик, а остальные закричали, но и в других странах этот эпизод спектакля вызывает оживление и заставляет детей смеяться.

Раскрою вам секрет: ребёнок крикнул «магнитики!!!», когда увидел перемещение фигур на доске. То есть в пока вы играете, ваши маленькие зрители исследуют ваш метод.

Эрик: Всё зависит от возраста зрителей. Маленькие воспринимают всё как волшебную картинку, а в 5-6 лет уже задумываются о том, как же всё тут сделано, как происходит.

Конечно же, многого бы ребята не поняли без переводчика, озвучившего действие. Эту важную и почетную обязанность взяла на себя актриса «Театриума» Наталья Санина. Она не просто проговаривает текст: Наташа полноправный участник спектакля. Режиссёр интегрировал её в действие так, что кажется, будто «Романс» и создавался с ее участием. И после показа маленькие зрители бегут ко всем, кого видели на сцене в течение представления: обниматься и фотографироваться.

У зрителей фестиваля «Гаврош» еще есть шанс посмотреть «Романс» в воскресенье 24 сентября на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета.